Не знаю, будет ли востребованной информация в данном сообществе, но хотелось как-то поделиться с общественностью событием, произошедшим этой весной в Петербурге. А именно, лекцией Дмитрия Голынко-Вольфсона "Век живых мертвецов: зомби, биополитика и кино". Докладчик называет себя основателем зомбологии и готовит внушительный научный труд о предмете, еще раз доказывая, что нет такого абсурда, который не подвергается академическому изучению.
Аннотация лекции из программы семинара "Анализ кинотекста"Зомби, зловещие живые мертвецы, занятые ненасытным пожиранием человеческой плоти и невозвратно утратившие когнитивные способности, а также эмоционально-волевую сферу, по ходу лекции будут рассмотрены на стыке двух дискурсов: с точки зрения теории биополитики и на материале истории кинематографа.
Биополитика (наука об администрировании жизнью, развитая в трудах Джорджио Агамбена, Мишеля Фуко, Антонио Негри и Майкла Хардта и др.) стремится уловить наличие новой протестной или революционной субъективности в утратившем все человеческое обезображенном ожившем мертвеце. Использование биополитики позволяет выяснить, какие этическое трактовки могут быть применены к зомби как ярчайшему представителю «голой жизни» в терминологии Агамбена. С помощью биополитики возможно показать, каким образом жаждущие полакомиться человеческой плотью толпы зомби объединяются в сообщества отчужденных и обездоленных, готовые вторгнуться прямо в центр буржуазного комфорта и благоденствия. Зомби как предмет рассмотрения биополитики обозначает тотальное исключение из всех биологических и социальных регистров, возвращающее человека к базовым, неотъемлемым измерениям его этико-политического опыта.
В кинокультуре XX века зомби репрезентировали практически все историко-экономические формации, возникающие по мере развития капитализма: от индустриального общества – к постиндустриальному, от колониального порядка - к постколониальному, от тейлоризма и фордизма – к неолиберальной модели глобализации. В кинематографе 1930 -1940-х годов зомби – непостижимый колониальный Другой, порабощенный дикарь или абориген; он манифестирует преступное либидо своего хозяина-мастера, покорно ему служит и одновременно ежеминутно готов восстать против «бремени белого господина» («Белый зомби» (1932) и «Бунт зомби» Виктора Гальперина, «Король зомби» (1942) Жана Ярбро, «Я ходила рядом с зомби» (1943) Жака Турньера).
В кинематографе 1960-80-х зомби становится неукротимыми противником постиндустриального общества потребления. Эпоха экономического бума, холодной войны и рейганомики наделяет живых мертвецов безжалостной социально-критической функцией; они теперь выступают в роли теневых потребителей, они обнажают все негативные аспекты потребительской лихорадки и противостоят той коммерческой цивилизации, где главнейшими ценностями являются товары, услуги или информация («Ночь живых мертвецов» (1969) и «Рассвет мертвецов» (1978) Джорджо Ромеро, «Возвращение живых мертвецов» (1984) Дэна О'Бэннона). В кинематографе 1990-х и двухтысячных зомби оказывается представителем «постиндустриального неопролетариата» (термин Андре Горца). Такой новый пролетариат подвергается беспощадной эксплуатации, загнан в трущобные урбанистические гетто и периодически восстает против корпоративной финансовой элиты, против хозяев жизни эпохи цифрового капитализма, спрятавшихся от «гнева зомби» в неприступных офисных высотках («Земля мертвецов» (2005) и «Дневники мертвецов» (2007) Ромеро).
Зомби представляет собой универсальное необратимое исключение из символического, социального и биологического порядка глобального капитализма. Таким образом, зомби оказывается фундаментальным основанием капиталистического устройства и одновременно непримиримым и разрушительным врагом капитализма, поднявшим бунт против его базовых ценностей, общественных институтов и социально-экономические формаций.Лекция была чрезвычайно трогательной. Там и история зомбологии, и социология и зомби, и психоанализ и зомби, и, собственно, биополитика и зомби. Фуко и Делёз, Ромеро и Лабрюс, в общем, очень мило.
Аудиозапись, вроде как, единственно существующая. Вышла, к сожалению, тихой, в начале - совсем, потом организаторы настроили микрофон и стало получше. Лекцию прерывали периодические просмотры эпизодов из известных фильмов, они из этой аудиозаписи вырезаны, иначе слушатель был бы обречен попрощаться с барабанными перепонками. Названия этих фильмов там звучат, при желании можно посмотреть и порадоваться.
В общем, надеюсь, кому-нибудь из читателей сообщества будет интересно послушать.